Архив

Миграция в Россию: угрозы и последствия
Носкова Антонина Вячеславовна — доктор социологических наук, профессор кафедры социологии МГИМО, начальник отдела мониторинга социальной сферы и изучения социальных проблем Академического института социальных исследований РГСУ

В ситуации сложности современных социальных процессов трудно надежно спрогнозировать, правильно учесть и скорректировать все последствия (политические, экономические, демографические, культурные и т. д.) массовых миграций.

С одной стороны, миграционные процессы выполняют важную функцию перераспределения населения мира: компенсируют нехватку трудовых ресурсов в одних регионах (демографически слабых, но экономически сильных) и демпфируют их избыток в других (демографически сильных, но экономически слабых).

С другой стороны, этническая миграция сегодня — это, в какой-то степени, новый тип колонизации, захвата территорий и ресурсов. Отсюда вытекает неотвратимость роста социальной напряженности и этнических конфликтов.

В мировом миграционном пространстве Россия занимает статус страны, принимающей мигрантов. Положительный миграционный баланс сегодня демографически оправдан: он частично возмещает катастрофическую убыль собственного населения и возникающий при этом дефицит трудовых ресурсов.

Однако интенсивность этнически окрашенных миграционных потоков из бывших республик СССР и, как их следствие, усложнение этнокультурной гетерогенности отдельных стратегически важных регионов нашей страны (Москвы, Краснодарского края, Дальнего Востока и т. д.) ставят ряд актуальных вопросов:

  • какие тенденции прослеживаются во взаимоотношениях между мигрантами, приезжающими в Россию, и коренным населением (принимающей средой)?
  • какая формируется модель взаимодействия между мигрантами и принимающей средой: модель интеграции или изоляции?
  • как повлияет миграция на социальную стабильность и устойчивость общества

Ниже мы приводим данные VI этапа Мониторинга социальной сферы России, которые в определенной степени позволяют очертить некоторые, протекающие в этой сфере, тенденции. [1]

Результаты исследований показывают, что в настоящее время между мигрантами и принимающей средой увеличивается социальная дистанция, растет социальный разрыв. Мигранты и коренные жители России стремятся обособиться и изолироваться друг от друга, создать свои собственные социокультурные пространства на единой территории страны, региона, города.

При ответе на вопрос «Считаете ли Вы, что для преодоления дефицита населения и рабочей силы в России следует привлекать мигрантов на временную работу?» мнения россиян разделились: 44,6% респондентов считают, что следует, и примерно столько же (43%) — что не следует.

Однако, допуская для себя возможность видеть мигрантов к качестве дешевой рабочей силы, большинство россиян не желает принимать их в качестве своих соотечественников, граждан своей страны.

Так, на вопрос «Считаете ли Вы, что для преодоления дефицита населения и рабочей силы в России следует привлекать мигрантов на постоянное место жительство?» большинство респондентов (72,6%) ответило, что не следует (рис. 1).

Рисунок 1 — Мнения россиян о необходимости привлечения мигрантов
на постоянное место жительства
(в % от числа ответивших)

Россияне, признавая определенную пользу мигрантов для экономики, воспринимают их как некую враждебную силу, с которой связана угроза национальной безопасности страны.

На вопрос «Создает ли привлечение мигрантов угрозу национальной безопасности?», 63,4% наших граждан ответили утвердительно и только 19,6% отрицательно.

В рейтинге угроз, ощущаемых респондентами от мигрантов, на первых местах стоят страхи, обусловленные ростом преступности, межнациональной напряженности и безработицы среди местного населения (таблица 1).

Таблица 1 — Мнения россиян об угрозах от мигрантов
(допускался выбор нескольких вариантов ответов) 

Угрозы Количество ответов
(в % от числа опрошенных)
Рост преступности 50,7
Рост межнациональной напряженности 41,1
Вытеснение местных жителей
с престижных рабочих мест
33,5
Вывоз значительных денежных средств
из России за рубеж
20,5
Угроза территориальной целостности России 16,5
Зависимость экономики
от иностранной рабочей силы
12,3
Угроза национальной культуре народов России 10,3

Ощущение угроз формирует у коренных жителей стремление изолироваться от мигрантов, оградить себя от тесных межличностных коммуникаций с ними.

Отвечая на вопрос »Какова должна быть государственная политика в отношении мигрантов?», 36,2% россиян указывают, что «мигранты должны жить как можно более изолированно, занимаясь только тем видом деятельности, который им разрешен, не вмешиваясь в жизнь коренного населения».

Примерно 14% респондентов считают, что «следует способствовать тому, чтобы мигранты становились в России „своими“, растворяясь в российском обществе, изучали русский язык, российскую культуру»; ещё 14% отмечают, что мигранты должны сохранять свою самобытность и 34,3% затруднились с ответом (рис. 2).

Рисунок 2 — Мнения россиян о характере взаимодействия коренных жителей и мигрантов
(в % от числа ответивших)

В свою очередь, этнические мигранты, приезжающие в Россию, тоже не проявляют активного желания к интеграции и не спешат «раствориться» в российской социокультурной среде, а, наоборот, конструируют и поддерживают свою этническую идентичность, создают свои поселенческие, хозяйственно-экономические и культурные ареалы, формируют этнические анклавы.

Так, например, к 2002 году, при существенном увеличении общей численности представителей закавказских народов в Москве, выделились микрорайоны и районы (Чертаново, Бирюлево, Сабурово, Дегунино, Преображенское, Измайлово, Гольяново, Соколиная Гора, Вешняки) большей концентрации (до 5%) населения названных национальностей. [2]

Одновременно с территориальной локализацией этнических групп по этническому признаку дифференцируются сферы экономической деятельности, сферы бизнеса. Происходит монополизация торговли, рынков, индустрии развлечения и т. д. отдельными этническими группами.

Эту экономическую дифференциацию углубляет культурная изоляция этнических групп России. Сегодня уже не редкость, когда «россияне — этнические мигранты» плохо владеют русским языком и не стремятся совершенствовать его знание, а также приобщиться к культуре коренного населения.

В условиях увеличения числа диаспор, этнических культурных центров, национальных школ и детских садов владение русским языком постепенно перестает быть обязательным условием комфортного существования в России, что вызывает естественное раздражение коренного населения, подрывает единый социокультурный фундамент общества и, безусловно, представляет угрозу безопасности страны.

Такое обоюдное стремление к обособлению и изоляции негативно влияет на все сферы жизнедеятельности российского общества: политическую, экономическую, социальную, культурную, морально-нравственную.

Но самое опасное последствие для социума — это потенциально возможный социальный взрыв на этнической почве, подобный тем, что случились в Косово, предместьях Парижа, карельском городке Кондопоге.

Алгоритм развития событий, приводящий к социальным катаклизмам с этнической окраской, сегодня четко прослеживается. Война в Косово, погромы во Франции показывают, как суженное воспроизводство населения, при котором численность коренного населения сокращается, а доля этнических мигрантов (которые во втором поколении становятся коренными жителями) растет, может повлиять на дестабилизацию социального порядка.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что современные миграционные процессы в России, при некоторой пользе для решения демографических и экономических вопросов, таят в себе многие опасные тенденции.

Усложнение этнического плюрализма при отсутствии твердого, целенаправленного государственного контроля миграционного процесса приводит к формированию социальной напряженности и этнической конфликтогенности.

Следует отметить также, что нынешний экономический кризис, несомненно, способствует обострению напряженности в отношениях между коренным населением и мигрантами. Ухудшение ситуации в экономике и на рынке труда может спровоцировать выход латентного недовольства сторон в явное этническое противостояние, в борьбу за ресурсы и рабочие места.

Поэтому для поддержания безопасности и устойчивости ситуации в стране, сегодня нужна продуманная твердая, целенаправленная, комплексная (в частности языковая, этнокультурная) политика в этно-национальных вопросах, направленная на национальную интеграцию и консолидацию. Она должна строиться как на государственном уровне, так и на уровне регионов, чтобы учитывать как фундаментальные вопросы обеспечения государственной безопасности, так и местную специфику.

В то же время примеры острых конфликтов на этнической почве, показывают, что нельзя в качестве приоритета демографической стратегии развития страны ставить активное привлечение этнических мигрантов. Последствия таких мер корректировки демографической ситуации в уже недалекой перспективе могут спровоцировать в нашей стране новый социальный взрыв.

 


 


[1] «Мониторинг социальной сферы России» проводится РГСУ ежегодно, начиная с 2002 г. По общероссийской репрезентативной выборке осуществляется сбор и анализ социологической информации для выявления и оценки общего состояния, качественных и количественных изменений социальной сферы. В статье приведены данные за 2008 год. Опрошены 1548 человек. Ошибка выборки 3%.

[2] Ю. Арутюнян, Л. Дробижева, Ю. Кузнецов. Выходцы из Закавказья в Москве — кто они? — http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0271/tema05.php

 


Дата публикации: 2009-08-19 09:33:31